Рефлексы новорожденного

Что умеет ваш малыш и чему ему предстоит научиться? Начнем с самого начала, то есть с первого месяца жизни.

  • Зрительные реакции

    Даже преждевременно родившийся на сроке 28 недель младенец реагирует на яркий свет миганием. Малыш, появившийся на свет на 32-ой неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (37-40-ая неделя) поворачивает глаза, а чуть позже и головку, к источнику света и движущимся предметам. Когда малыш бодрствует, не закрывайте кроватку — пускай наблюдает, зрительная информация для него сейчас поистине бесценна. (Кстати, не забудьте, что примерно раз в неделю рекомендуется перекладывать ребенка головкой к другому концу кроватки. Это предупредит деформацию черепа, ведь косточки его мягкие, и швы между костями черепа не закрыты, при постоянном повороте головки в одну сторону меняется ее конфигурация.)

    Сразу после рождения ребенок в состоянии кратковременно фиксировать взгляд и некоторое время следить за движущимся объектом, чаще — за обращенным к нему лицом матери. Положите свою руку под его головку, чуть-чуть приподнимите ее и, ласково разговаривая с малышом, поймайте момент, когда он зафиксирует взгляд на вашем лице (учтите, что ребенок плохо фиксирует взгляд на предметах, находящихся вблизи от него, оптимальное расстояние от глаз ребенка до вашего лица, если вы хотите, чтобы он его рассмотрел, — 40 см). Отклоните голову в сторону — вы увидите, как он проследит за вами. Вот вам и первая возможность общения с ребенком! Проделывая эту процедуру многократно во время бодрствования крошки, вы отметите, что он дольше фиксирует взор, а через 2-3 недели уже начинает вас рассматривать, прислушиваться, появляется интерес в глазах и примитивная эмоциональная реакция — мимические гримасы. Начался процесс обучения! Первый цвет, на который ребенок обращает внимание, — желтый, поэтому хорошо, если у вашего малыша есть игрушки желтого цвета. Как и у взрослого, оптический аппарат новорожденного воспринимает окружающее в перевернутом виде — по отношению к «картинке», воспринимаемой взрослыми. Установлено, что со временем кора головного мозга, анализирующая изображение, «переворачивает» его. Но какое-то время малыш видит мир таким, каким он отображается на сетчатке его глаза.
  • Реакция на звуки

    Рожденный на 28-ой неделе внутриутробного развития малыш уже реагирует на звуковые раздражители — мигает при резких звуках. У родившегося на 40-ой неделе младенца имеется слуховое внимание — слыша ваш ласковый голос, он перестает плакать, как бы замирает. Разговаривайте с малышом, ласково обращаясь к нему, рассказывайте, как все его любят, какой он умный, красивый, что вы сейчас собираетесь делать, как обстоят дела дома, что вас заботит и т.д.: он понимает и запоминает гораздо больше, чем мы можем себе представить! Такое общение с крошкой уже на первом месяце жизни стимулирует развитие сложных зрительно-слуховых связей, подготавливает его речевое развитие

  • Психо-эмоциональное развитие

    Обратите внимание: пока еще во сне, особенно после кормления, у малыша появляется кратковременное подобие улыбки. Ваша задача в этот период — «научить» его улыбаться осознанно. Помочь в этом малышу вы можете, слегка касаясь кончикам указательного пальца верхней и нижней губок, уголков рта, кончика носика. Тем самым вы проводите точечную стимуляцию мышц, участвующих в формирование улыбки, гуления. И вот вам результат: в 2-4 недели ваш ребенок уже отвечает вам улыбкой, сначала несмелой, затем активной. Он начинает издавать гортанные гласные звуки («а», «у»), а затем и «агу» — он с вами разговаривает!

  • Двигательное развитие

    Психомоторное состояние новорожденного ребенка отличается большим своеобразием. Дело в том, что кора больших полушарий головного мозга у него еще очень незрела, она еще не взяла на себя функцию главного координатора работы всех «нижестоящих» отделов мозга. Последние работают фактически бесконтрольно — по собственным примитивным законам.

    Именно этим объясняется преобладание у доношенного малыша на первом месяце жизни тонуса сгибателей во всех конечностях. Отсюда и особенность позы: ручки прижаты к туловищу, ножки согнуты в коленных и тазобедренных суставах и несколько разведены в стороны. Вообще программа двигательного развития закладывается генетически, поэтому первое время после рождения недоношенного младенца врачам важен не только его реальный, но и так называемый концептуальный возраст. Концептуальный возраст складывается из срока беременности на момент родов и времени, прошедшего после рождения ребенка. Иными словами, он считается не с момента рождения, а с момента зачатия ребенка. Понятие концептуального возраста введено не случайно. Дело в том, что в концептуальном возрасте 40 недель (приблизительный срок доношенной беременности) поза и мышечный тонус недоношенного младенца соответствуют показателям доношенного ребенка при рождении.

    На первом месяце жизни нет еще координированных движений. Они носят спонтанный, неупорядоченный характер — резкие, с большой амплитудой, несимметричные.

    При беспокойстве, крике, эмоциональном напряжении (чувстве голода) может появляться мелкое дрожание конечностей, подбородка (тремор, который связан с незрелостью коры головного мозга); остановить его можно прикосновением. В редких случаях тремор в подобных ситуациях отмечается до пятимесячного возраста.

  • Врожденные рефлексы

    Первичные (врожденные) рефлексы ребенка по мере созревания функций коры головного мозга претерпевают обратное развитие (т.е. постепенно угасают и в конце концов исчезают вовсе), каждый из них — в свой, отведенный ему природой, срок. Врожденных рефлексов довольно много. Вот основные из них:

    Дольше всех сохраняется сосательный рефлекс, который чаще всего исчезает к году, когда постепенно заканчивается грудное кормление или кормление из бутылочки через соску.

    Хватательный рефлекс выражается в том, что при попадании предмета (например, маминого пальца) в кисть малыш сгибает пальчики и обхватывает предмет, при этом происходит разгибание мышц руки. В некоторых случаях малыш так крепко обхватывает вложенные ему в ладошку пальцы, что его можно приподнять (рефлекс Робинзона). Аналогичный хватательный рефлекс присущ и пальчикам стопы: если надавить пальцем на подушечку стопы малыша у основания пальчиков, они сгибаются, как бы пытаясь захватить палец взрослого. Этот рефлекс утрачивает силу к 2-3 месяцам, когда начинает развиваться осознанное хватание. При попадании предмета в руку ребенка он получает некую тактильную информацию об этом предмете, а это — начало знакомства с окружающим миром. Не надевайте малышу варежек, не зашивайте рукава рубашки, не лишайте ребенка новых стимулов!
  • Очень часто родителей волнует, что их ребенок пугается, кричит при резких звуках, резких движения. А ведь на первом месяце жизни это нормальное явление. Реакция испуга, на языке врачей — рефлекс Моро, проявляется разведением рук, а затем приведением их к груди, громким криком. В норме этот рефлекс может присутствовать до 4-6 месяцев. Отсутствие или, наоборот, частый, спонтанно возникающий рефлекс Моро (ничем не провоцируемый или возникающий при минимальном раздражителе) свидетельствует о неврологическом неблагополучии.

    Если малыша, взяв подмышки, поднять и, поддерживая его, поставить на опору, он выпрямляет туловище и ноги. Это называется рефлекс опоры. После того как ребенок уперся ножками, наклоните его туловище вперед — и вы увидите, как он пытается «шагать». Это — рефлекс автоматической ходьбы. Эти два рефлекса, отчетливо выраженные в 1-1,5 месяца, затем постепенно угасают.

    Не удивляйтесь, если положенный на животик новорожденный младенец на несколько секунд поднимает головку, поворачивает ее из стороны в сторону (защитный рефлекс) и начинает ползти (врожденный рефлекс ползания, или рефлекс Бауэра), а если приставить ладонь к стопам, то в движение включаются и руки. Эти рефлексы сохраняются до 3-4-месячного возраста.

    Рефлексы опоры, автоматической ходьбы, спонтанного ползания выполняют очень важную роль в процессе родов — ведь ребенок сам продвигается по родовым путям матери, а сокращения матки лишь стимулируют его продвижение.

    Вносят свой существенный вклад в этот процесс и так называемые лабиринтные тонические рефлексы, основным из которых является асимметричный шейный тонический рефлекс. Он проявляется при повороте головки ребенка: с той стороны, куда обращено лицо, его ручка разгибается, и одновременно другая его рука сгибается («поза фехтовальщика»). Аналогичный ответ нижних конечностей не всегда выражен отчетливо. Этот рефлекс появляется к 35-ой неделе беременности, достигает максимума к 36 неделям; его окончательное угасание наблюдается к 6-7 месяцам жизни.

    Итак, к месячному возрасту ваш ребенок сделал первые шаги в своем внеутробном развитии. Конечно, на этом этапе он еще много спит (18-20 часов в сутки), а когда бодрствует, то дает о себе знать в основном криком (хочет есть, что-то болит, требует внимания и т.п.). К концу первого месяца у младенца появляются слезы. У него уже сформировались первые психо-эмоциональные реакции, характерные для человека: он рассматривает лица, появляются первые признаки речевого общения — своеобразной мимикой или даже улыбкой он отвечает на приветливое обращение, формируется гуление, ребенок слушает обращенную к нему речь…

    Родителям следует знать, что на первом году жизни ребенка необходимо показывать неврологу в 1, 3, 6, 9 месяцев и в 1 год, даже если все с вашей точки зрения благополучно. Каждый из перечисленных возрастов — своего рода веха в жизни грудничка, каждый отмечен становлением двигательных, психоэмоциональных и речевых навыков, оценить которые должен именно специалист.

    Итак, за короткие четыре недели жизни малыш во многом, как мы видим, преуспел, и помогла ему в этом прежде всего, конечно, мама. В течение десяти лунных месяцев малыш и мама были единой биологической системой. Эта биологическая связь сохраняется и после рождения — хотя и проявляется уже по-другому. Мама кормит своего малыша грудью — в этот момент он окружен ее теплом, рядом бьется ее сердце. Она пеленает, подмывает, купает, часто берет на руки. Мама большую часть суток рядом с малышом. Роль матери в психомоторном развитии ребенка поистине колоссальна. Недаром Бальзак сказал: «Будущее нации — в руках матерей». Со временем — очень постепенно — биологическая связь между матерью и ребенком сходит на нет, малыш приобретает навыки, делающие его все более самостоятельным, — происходит социализация личности.

    Вот так, шаг за шагом, из месяца в месяц мы вместе проследим за развитием вашего крошки, поможем вам ориентироваться в сроках формирования новых навыков. Если у вас возникнут вопросы, присылайте их в редакцию — мы непременно на них ответим.